Занятие по произведению «Курочка-пеструшка» (для детей 2 лет-2 лет 6 мес.)
Задачи:
· Активизировать речь, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражанию голосам животных.
· Развивать реалистическое представление о домашних животных.
· Воспитывать гуманистическое отношению к ним на эмоциональной основе: человек заботится о животных – кормит, поит, ухаживает. В доступной форме, на конкретных примерах показать значение животных в жизни людей: дает шерсть и т. п )
Ход занятия. Перед детьми торцевыми сторонами составлены два стола, на которых в линеечку, слева на право, разложены 7 подставок для картинок. За спиной детей таким же образом составляются также два стола, на которых из кубиков построен домик и загончики для животных с фигурками лошадок, коровок, свинок, овечек, козочек; отдельный загончик построен для птиц: кур, уточек, гусей и т.п. Панорама скрыта от глаз детей. Воспитатель садится перед детьми, держа стопку картинок (иллюстрации).
Часть первая. Воспитатель просит детей вспомнить животных, которых они знают. Если малыши молчат, педагог задает наводящие вопросы.
А кто кричит <кря-кря-кря>? Кто по водичке умеет плавать? Курочка с цыплятами умеет плавать? Нет! Так кто же утяток за собой по водичке водит? Правильно, уточка! Как она крякает?
А кто мычит <му-му-му, молока кому?>? правильно, коровка. А что у коровы на голове? Правильно, рожки. Как она кричит, скажи ( Оля, Таня, Алеша и др.) Правильно,<му-му!>.
А кто кричит <и-го-го-го>? У кого есть грива, хвостик? Правильно, лошадка! А у нее есть рожки? (Далее воспитатель задает аналогичные вопросы, касающиеся свинки, козочки, барашка.)
Часть вторая. Педагог предлагает малышам посмотреть картинки. Показ картинок он сопровождает чтением потешки по частям. Кратко обсуждается каждая картинка, на которой изображено одно из перечисленных выше животных и птиц. Посредством диалога с персонажем, иллюстрируя каждую картинку, воспитатель задает детям вопросы (Что мы скажем свинке? Что мы скажем коровке?). Ответ на каждый вопрос цитируется соответствующей строчкой из фольклорного текста. Например, показывая курочку и спрашивая малышей о том, что они ей хотят сказать, педагог выразительно читает: <Курочка-пеструшечка, цыпляток води!>, поясняет: <Видите, на картинке курочка и с нею цыплятки!> Затем следует повторение фольклорной строчки. Так идет разговор с каждым персонажем потешки. Картинки поочередно располагаются на подставках перед детьми.
Часть третья. Воспитатель предлагает малышам посмотреть на картинки, потешку, не прерывая текст пояснением:
Курочка-пеструшечка, цыплят води!
Уточка-водоплавочка, по воде плыви!
Гусочка-краснолапочка, по лугу ходи!
Свинка-белоспинка, землю копай!
Козочка-брыкалочка, по горе скачи!
Барашек-кудряшек, по лесу броди!
Коровка-буренка, молочка неси!
Лошадка-пегашка, беги беги!
Нашего Ванюшку вези, вези!
Педагог предлагает детям подойти и подержать картинки, рассмотреть их внимательно.
Часть четвертая. Дети садятся на стульчики, держат картинки на руках. По предложению педагога они называют, у кого что нарисовано (лошадка или коровка, свинка, барашек или курочка и т.п.) Задавая вопросы, воспитатель старается вызвать малышей на разговор, с тем, чтобы они описали внешние особенности, просит повторить звукоподражания. Если малыши молчат, отвечает педагог.
Часть пятая. Воспитатель обращает внимание малышей: все перечисленные животные и птицы – друзья человека. Люди о них заботятся, кормят, поят, ухаживают. Животные приносят пользу, помогают в работе людям. Для доказательства воспитатель предлагает ребятам посмотреть, как живут коровы и птицы на скотном дворе. Дети переходят в другую часть комнаты, где на столах заранее разложены игрушки. От общих разговоров постепенно педагог переводит малышей к игре, давая каждому играть по своему замыслу.